Кабинет методиста
Методист
Методист
Методист
Методист
Консультация для педагогов
«Использование фланелеграфа в образовательном процессе»
Автор статьи: Соколова Лариса Альбертовна,
Методист МБДОУ «Детский сад №1» г.о. Самара
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Фланелеграф — универсальное игровое пособие очень простое и в то же время многофункциональное.
Использование в работе с детьми фланелеграфа позволяет решить задачи по развитию мелкой моторики рук и сенсорному восприятию, внимания, памяти, речи, воображения. Фланелеграф используется как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми.
Фланелеграф можно использовать для:
-показа сказки;
— проведения дидактических игр;
— загадывания загадок;
-творческих заданий по составлению рассказов, придумыванию историй и сказок;
— изучения правил дорожного движения;
— использовать в образовательной деятельности (например, на занятии по формированию элементарных математических представлений и развитии речи: выкладывать различные геометрические фигуры, собирать разрезные картинки, учить счету, печатать слова);
— выполнения множества других заданий.
Для изготовления фланелеграфа понадобится:
— деревянная рамка (можно использовать лист фанеры или плотного картона), обтянутая ворсистой тканью (фланель, флис), края которой необходимо закрепить с обратной стороны будущего экрана. Положение доски должно быть устойчивым;
— различные плоскостные изображения (фигурки персонажей сказок, геометрические фигуры, детали для аппликации, нотный стан и ноты т.д.).
Фигуры изготавливаются из фетра или картона. С целью возможности многоразового использования картонные изображения необходимо ламинировать. Для того, чтобы размещать фигуркина экране фланелеграфа, с обратной стороны к ним приклеивается или пришивается швейная лента липучка.
Для полноты передачи сюжета, необходимо изготовить предметы окружения (декорации): дом, деревья, кустарники, цветы, облака, солнце и т.д.; а так же детали, характерные различным сезонам (зеленые или разноцветные листочки, снежинки, полоски дождя или капельки). Можно использовать готовые картинки, и фигуры для аппликаций, к которым так же приклеивается швейная липучка.
Хранение
Для сохранности и удобства детали можно сложить в коробочки (или файлы для CD-дисков, папку с файлами), рассортировав их:
— по тематике;
— названию сказок;
— по принадлежности к той или иной группе (люди, животные, растения).
Игры на фланелеграфе не только закрепляют знания, полученные детьми, но и развивают самостоятельность мышления, сенсорные способности, активизируют речевое развитие при проигрывании сказок и стимулирует развитие любознательности.
Занимаясь на фланелеграфе, можно не только перемещать фигурки или картинки, а предложить детям подумать о своих действиях, порассуждать, поэкспериментировать.
Такие занятия обеспечивают детям положительные эмоции, развивают мышление, речь и память, создают хорошее настроение, обогащают впечатлениями, способствуют развитию художественного воспитания, прививают любовь к чтению. В то же время занятия на фланелеграфе носят исследовательский, экспериментальный характер.
Возможностей применения фланелеграфа множество – как часть занятия, в самостоятельной деятельности, в индивидуальной коррекционной работе. Имея в методической копилке большое количество разнообразных игр и игровых ситуаций с использованием фланелеграфа, можно быть уверенным в эффективности и результативности образовательной деятельности. Изготовить фланелеграф очень просто, а возможности для игр и обучения, которые он предоставляет, зависят лишь от фантазии воспитателей, родителей и детей.
Рекомендации по использованию фланелеграфа:
В случае использования фланелеграфа для театрализации, знакомства со сказкой, начинать работу необходимо с выбора литературного произведения. Для показа на фланелеграфе лучше выбирать такие произведения, где персонажи в основном статичны. Они могут разговаривать (будут озвучены детьми), сидеть или стоять, приходить и уходить (когда картинки прикладываются к доске и убираются).
Наибольший эффект показа сказки на фланелеграфе достигается тогда, когда происходит смена декорации и из подготовленных картинок составляется новая сцена (композиция). В этом случае необходимо соблюдать некоторые правила. Например, нельзя располагать персонажи лицом к краю экрана: перед ними всегда должно быть какое-то пространство. Также необходимо соблюдать равномерность распределения картинок относительного поля экрана, следить затем, чтобы они находились не слишком высоко или низко и были соразмерны с экраном.Словом составление композиции – процесс творческий, и воспитателидолжны всегда это иметь в виду.
Правила прочтения литературного произведения.
Большое значение в показе сказки на фланелеграфе имеет текст и его исполнение. Воспитатель произносит его и за автора, и за действующих лиц, а это требует подготовки и определенного мастерства,выразительности речи, передаче характера персонажей интонациями.
Рассказ нужно вести, не спеша, давая детям возможность понять содержание, рассмотреть персонажей и оценить возникающие на экране сцены.
К роли рассказчика в старшем дошкольном возрасте можно уже привлекать детей. Так же возможно озвучивание литературного произведения детьми по ролям. Напомню, что театральная деятельность прекрасно развивает память, выразительность и речь детей.
Чем можно дополнить показ сказки на фланелеграфе?
1. Использование музыкального сопровождения.
Ярче и интереснее становятся постановки сказок на фланелеграфе, если их дополнить музыкальным сопровождением, использованием песенок, потешек или загадок. В этом случае происходит задействование всей группы детей, взаимодействие со зрителями. Спектакль становится интерактивным.
2. Варианты усложнения.
1) можно усложнять и менять заданияк играм на фланелеграфе: «Кто чем питается?», «Что лишнее?», «Кто, где живет?» и т.д.
2) можно предложить детям:
— продолжить сказку поменяв рассказчиков или остановившись на каком-то моменте;
— придумать свой вариант концовки сказки;
— придумать свою сказку с теми же персонажами.
Подбор картинок/фигурок для фланелеграфа:
Важным моментом в подготовке к показу сказки или игры на фланелеграфе является подбор картинок.Их можно брать из любых книг, разукрашек, интернета. При этом необходимо помнить, что рисунки должны быть выразительными, красочными и нарисованы в едином стиле. Поэтому хорошо, когда комплекты картинок составляются от одного иллюстратора, а не собираются из разных книг. При подборе картинок, персонажей, необходимо выдерживать их масштаб, цветовое и стилистическое единство.
Масштаб на фланелеграфе – вещь условная. Так, если надо показать, что дом или деревонаходятся вдали, то они могут быть меньше фигуры персонажа. Масштаб важнособлюдать для персонажей сказки, действующих одновременно, например, если в сюжете разговаривают Бабка и Дед.
Интересной формой изготовления фланелеграфа являются детские рисунки. Для этого можно дать задание на занятии по изо нарисовать какой-нибудь предмет, персонажа или сценку из прочитанной сказки. Лучшие рисунки отобрать вместе с детьми и использовать для показа сказки.
Подготовка педагога к показу сказки на фланелеграфе
1. Подготовить необходимые атрибуты, технические средства и фонограммы (при их использовании) для показа сказки;
2. Прорепетировать показ, что позволит определить длительность показа, а так же спланировать расположение фигур на экране. При этом желательно учесть возможные вопросы детей, чтобы быть готовым к ответам;
3. Перед показом сказки на фланелеграфе разложите картинки на столе в порядке их появления на экране фланелеграфа;
4. Воспитатель должен продумать свое расположение, чтобы не загораживать фланелеграф и свет;
5. Продумать расположение зрителей.
В завершении хочется пожелать педагогам творческих успехов в использовании фланелеграфа в работе!
Разработка и поддержка:
Гавриков Максим Владимирович